С одной стороны, сегодня выбирать специальность и будущую профессию стало немного проще - существуют программы профориентирования, а на школьников не давит ответственность выбора специальности на всю жизнь - сейчас считается нормальным менять сферу деятельности через каждые 10-15 лет и осваивать новые профессии.
С другой стороны, мало кто из ребят школьного возраста с уверенностью готов сказать, кем он хочет работать хотя бы в ближайшие годы, а большинство переживает проблему выбора, даже получая профессиональное образование. Молодые люди часто не имеют представления о реальной трудовой деятельности и разочаровываются в своих ожиданиях. С какими еще проблемами сталкиваются ученики средних школ и можно ли их избежать?
1. Неосознанная некомпетентность
По статистике более 70% школьников страдают неосознанной некомпетентностью. Это состояние, когда человек не представляет, чем можно заниматься в будущем, и не считает нужным выбирать профессию. Такие люди рискуют неверно выбрать профессиональный путь и чувствовать себя не на своем месте.
Старшеклассники относятся к работе как к обязанности. Раз ее нельзя избежать, то пусть она хотя бы не слишком тяготит. Современные школьники не считают карьеру той сферой, где они могут реализовать свои личностные качества.
2. Вера в то, что в интернете можно заработать, не прилагая усилий
Представители поколения детей, родившихся после 1995 года, часто хотят быть инфлюенсерами в социальных сетях, делая публикации о своей жизни и взглядах. Такое занятие позволяет зарабатывать рекламой в своих аккаунтах. Для такой работы, как правило, не нужны развитые профессиональные навыки и личное общение с командой единомышленников. Примером служит самый успешный на YouTube блогер PewDiePie (Феликс Чельберг), который из-за миллионного заработка в интернете бросил учебу.
По данным опросов Фонда "Общественное мнение" Высшей школы экономики, детям в России не особенно важны престиж и возможность быть в коллективе. Зато они ждут, что работа будет увлекательной, эмоционально интересной и хорошо оплачиваться. Также современным людям важно иметь возможность распоряжаться своим временем, что в полной мере соответствует представлениям о жизни инфлюенсера.
Американская консалтинговая компания Morning Consult провела исследование и выяснила, что 72% родившихся после 1985 года следят за контентом инфлюенсеров. Такое "общение" происходит регулярно, в удобной форме и соответствует взглядам на жизнь миллениалов и зумеров. Они сами были бы не против такой работы - с гибким рабочим графиком и возможностью рекламировать любимые товары за деньги. Более половины опрошенных сами покупают вещи, увидев их в социальных сетях. Тем более такая работа всегда подразумевает моментальную обратную связь: аудитория инфлюенсеров ценит их за честность и доверяет им больше, чем кинозвездам и телеведущим.
3. Низкая информированность
Современные дети получают в школе мало информации о профессиях, однако, согласно результатам исследования ВШЭ, живо интересуются работой близких и знакомых. Мало кому все равно, кем быть. Почти у всех есть явные пристрастия.
Немногие школы предлагают ученикам внеклассные активности кроме предметных олимпиад. Чтобы стать участником детского театра, хора, спортивной секции, требуется поискать кружки и студии где-нибудь еще, а для этого нужны осознанное решение ребенка или помощь родителей. В опросе меньше половины школьников говорят, что посещают кружки, связанные с профессиями и творчеством.
Большинство уже определились, куда хотят поступить после школы, и знают, по каким предметам для этого нужно готовиться. Но ребята до сих пор не сдавали отчетности по производственной практике и мало кто из них знает, как выглядит обычный день на будущей работе.
Значительная часть признает, что новые идеи и проекты могут увести их сторону от прежних. Это значит, что они не уверены в своем выборе и признают, что интересная информация о другой профессии может заставить их изменить решение.
4. Агентность, или подверженность влиянию среды
Дети становятся заложниками представлений родителей и ближайшего окружения о правильном выборе профессии и получении высшего образования. Все сталкивались с ситуацией, когда мама знает лучше, на кого пойти учиться, папа уверен, что настоящий мужчина только тот, что служил в армии, а друзья зовут в свое училище - ведь одному как-то страшно.
Средняя школа дает необходимые в жизни знания, но не формирует представления о профессиях. Даже победитель международной олимпиады не всегда представляет, как он будет зарабатывать на жизнь.
Более половины детей в той или иной степени готовы довериться близким людям при выборе места учебы или работы. Подавляющее большинство уверены, что семья и друзья помогут им с поиском работы. Однако современные школьники не могут полностью положиться на опыт своих родителей, ведь люди старшего поколения получали образование, строили карьеру и семью в других условиях.
Сегодня к получению высшего образования стремятся около половины школьников. Многие девятиклассники пробовали работать, но в возрасте 15-18 лет тяжело попробовать все, чего хотелось бы. Да и полученный опыт вряд ли поможет сформировать представление о желаемых компетенциях и осознанно выбрать профессию.
5. Необходимость выйти на работу или отсутствие денег для получения желаемой профессии
Многие уже в школе поняли, кем хотят работать. Но что делать, если получить специальность, о которой мечтаешь, невозможно в существующих обстоятельствах? Кому-то мешают недостаточно высокие оценки, кто-то вынужден работать уже после девятого класса. Не у всех есть возможность оплатить учебу. Такие выпускники стараются попасть в колледж, где можно совмещать работу и занятия.
Чтобы желание исполнилось, нужно как можно больше трудиться и узнавать. Профориентационные практики расширят кругозор и поменяют взгляд на вещи, которые раньше казались сами собой разумеющимися. Одни поймут, что путь к высшему образованию лежит не только через золотую медаль в одиннадцатом классе. Другие откажутся от этой идеи, потому что получить интересную работу можно и после колледжа.
Часто школьники рассматривают диплом как пропуск к жизненным благам. Сегодня это не так. Не все выпускники вузов могут самостоятельно найти место, а учреждения среднего профессионального образования, напротив, часто сотрудничают с предприятиями, помогая быстро найти работу. Кроме того, многие профессиональные области развиваются стремительно, и возможно, специальности мечты еще не существуют, но через 3-5 лет она появится. Поэтому важно постоянно учиться, развиваться и следить за актуальной повесткой. Готовых рецептов профессионального успеха не существует, для каждого он свой.
Источник: ТАСС