Федеральные новости

Дмитрий Афанасьев: миссия передовых инженерных школ — трансформировать инженерное образование

В Санкт-Петербурге стартовал ежегодный Петербургский международный экономический форум. На стенде Министерства науки и высшего образования РФ состоялась панельная дискуссия о роли передовых инженерных школ в обеспечении технологического суверенитета России.

Сегодня в стране в рамках федерального проекта Минобрнауки России работают 50 передовых инженерных школ в 23 регионах. С ними сотрудничают около 300 индустриальных партнеров, среди которых «Газпром нефть», «КАМАЗ», госкорпорации «Росатом», «Роскосмос» и «Ростех» и другие.

В обсуждении приняли участие замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев, руководитель Социоцентра Андрей Келлер, а также представители российских вузов.

Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что миссия передовых инженерных школ — трансформировать инженерное образование для решения фронтирных задач, достижения технологического суверенитета и, следовательно, технологического лидерства в мире.

«Для нас передовая инженерная школа — это полигон, где отрабатываются образовательные технологии, уникальные форматы взаимодействия с работодателем, способы отбора мотивированных студентов. Мы видим, какие вещи обязательно должны быть в массовой системе подготовки инженеров: это хорошая фундаментальная база, большой объем практической деятельности, решение сначала учебных, а затем производственных задач и, наконец, выход на фронтиры», — подчеркнул Дмитрий Афанасьев.

Руководитель Социоцентра Андрей Келлер добавил, что векторы, на которые ориентирована модель новой системы высшего образования, — фундаментальность, практикоориентированность и гибкость образовательных программ — удалось отработать за время реализации проекта передовых инженерных школ.

Так, в ПИШ «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий совместно с научно-производственной фирмой «Вектор» создали электрогенераторы, которые позволяют на 20% улучшить удельные характеристики самолетов, беспилотников и автомобилей. Устройства могут использоваться как на электрических машинах, так и на машинах с гибридной силовой установкой. Запуск серийного производства электрогенераторов запланирован на 2025 год.

Еще один пример — ПИШ Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева, открытая в партнерстве с Госкорпорацией «Росатом». Здесь создают экспериментальную модель первого в России высокотемпературного газоохлаждаемого реактора. Промышленный партнер вуза — опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова. Работы проводятся с помощью отечественного, импортозамещающего пакета программ «ЛОГОС».

В передовой инженерной школе Союзного государства, которая работает на базе Псковского государственного университета, создают уникальный гибридный обрабатывающий станок. Его можно будет использовать в машино- и станкостроении, в сельскохозяйственной промышленности и других отраслях. Станок не имеет аналогов в мире.

Всего за два года реализации проекта на исследования и разработки в интересах бизнеса передовые инженерные школы привлекли из внебюджетных источников 9,7 млрд рублей.

Напомним, федеральный проект Минобрнауки России «Передовые инженерные школы» стартовал в 2022 году. Его цель — обеспечить высокопроизводительные сектора экономики квалифицированными кадрами для достижения технологической независимости страны.

Школы создаются на базе университетов при обязательной поддержке индустриальными партнерами. При этом партнеры не просто финансируют программы развития передовых инженерных школ, но и участвуют в образовательном процессе: разрабатывают образовательные программы, ориентированные под запрос реального сектора экономики, предоставляют места проведения стажировок студентов и преподавателей, способствуют трудоустройству выпускников.

Минобрнауки России

  • Minsotczashchity
  • ТПП РФ
  • Минпросвещения России
©2024 Zaсобой.рф, все права защищены

Поиск